Все аспекты банкротства физических лиц на одном сайте

8 800 500-62-76

Бесплатная консультация

Запуск государственного сайта для покупки имущества банкротов

Запуск государственного сайта для покупки имущества банкротов

На днях стало известно о запуске государственного портала, на котором станет доступной покупка имущества банкротов. Разработчиком выступает Минэкономразвития, новый сайт будет собирать и предоставлять данные об активах, которые продаются в торгах при банкротстве.

Проект задумывался с целью сделать торги прозрачными и доступными для населения. Каждый желающий сможет посетить портал и узнать, какие объекты на текущую дату выставлены на продажу, какова стоимость. В перспективе это также должно повысить уровень конкуренции и поднять спрос на такие активы.

По словам представителя Минэкономразвития (МЭР), будет запущена специализированная электронная площадка. На платформе уже до процесса торгов по банкротству будет представлена информация об активах, применяемых процедурах в том или ином деле. Каждый сможет принять участие в торгах, подготовиться к объявленной дате процедуры.

Запуск сайта – это не единственная законодательная инициатива МЭР, идея вошла в комплекс изменений законодательства о признании финансовой несостоятельности. Документ с содержанием проекта проходит стадию согласования, и пока сказать точную дату начала работы портала не представляется возможным.

В России функционирует 48 электронных порталов, на которых ведутся аукционы по банкротным процессам. Среди них стоит назвать «Фабрикант.ру», «Коммерсантъ Картотеку», которые популярны в узком кругу заинтересованных лиц. Интерес объясняется ценой: активы в банкротстве продают в 4-5 раз дешевле рынка, поэтому на таких торгах можно легко купить ценные предметы движимого и недвижимого имущества с хорошей выгодой.

В то же время такое положение формирует некоторые проблемы: благодаря отсутствующей конкуренции и узкому доступу к торгам имущество часто продается дешево. В результате кредиторы получают только до 5% компенсации по требованиям. Популяризации не способствует и сложность покупки – понимание тонкостей процесса участия в банкротном аукционе есть только у арбитражных управляющих, юристов, адвокатов.

Статистика ФНС показывает, что 90% процедур реализации имущества (применяется при банкротстве физического лица) контролируются самими должниками. Как свидетельствует практика, в банкротстве часто фигурируют и определяют течение дела решения, принимаемые на собрании кредиторов: положения об организации торгов, выбор торговых площадок, ценообразование и другие факторы.

Таким образом, афиллированные кредиторы (управляемые должником фиктивные лица) «принимают» выгодные для банкрота решения. Цель проста – ликвидировать из процедуры других независимых покупателей, чтобы имущество попало в нужные руки, к нужному покупателю и по определенной цене.

В результате банкрот получает и списание долгов, и возврат своей собственности после банкротства. Жилая недвижимость, автомобиль и другие ценные объекты попадают к должнику после процедуры «целыми и невредимыми», а главное – за символический выкуп в торгах.

Особенность предложения МЭР заключается в том, что предполагается перевести торги на определенные онлайн-порталы, предназначенные для государственных закупок. Сейчас функционирует только 8 подобных ресурсов – среди них Электронные торговые системы, Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер и так далее.

Это предоставит возможность в сжатые сроки расширить аудиторию потенциальных покупателей и создать конкуренцию. В свою очередь, расширение круга лиц покупателей уменьшит риски контролируемого банкротства.

В 2020 году торги по процессу банкротства могут идти месяцами, иногда – 1,5-2 года. Установлен следующий порядок, который предусматривает 3 этапа:

  1. Торговая сессия на повышение цены.
  2. Вторая сессия тоже на повышение.
  3. Третья сессия – это публичное предложение неликвидных активов, с последующим снижением стоимости.

Минэкономразвития предлагает «сломать систему» – сделать допустимым «игру на повышение цены» только на первом этапе торгов. По мнению законодателей, это позволит ускорить процесс реализации собственности и уменьшить сроки банкротства.

Напомним, 40% процедуры конкурсного производства заканчиваются минимум через 2 года (при банкротстве предприятий). МЭР выступает с революционным предложением – не вводить процедуры наблюдения, сделать процесс банкротства более простым и быстрым.

Статистика показывает, что банкротства юридических лиц в стране стали происходить чаще. Если сравнивать тенденции 8 лет назад и сейчас, то они кардинально отличаются – банкротств стало больше в 2 раза.

Представители ФНС утверждают, что в современном обществе банкротство не применяется как процедура «на крайний случай» для добросовестных и честно разорившихся предприятий. Чаще оно носит форму аферы и поля для мошенничества: многие руководители и директора используют банкротство для избавления от долгов после многолетнего разорения и обворовывания бизнеса.

В целом такая тенденция влечет негативные последствия для российского бизнеса. Контрагенты теряют доверие друг к другу, нередки судебные споры по просроченным обязательствам, партнерам устраивают профессиональные проверки, а на содержание обязательного штата юристов тратятся целые состояния.

Получить бесплатную консультацию

Задайте вопрос и получите ответ от практикующего юриста по банкротству физических лиц